Старые имена, новые автомобили! Готов ли бестселлер российского рынка «Тойота-Кэмри» отстоять передовые позиции в борьбе с новейшими «Ниссаном-Теана» и «Шкодой-Суперб»? Михаил Гзовский искал ответ на дорогах полигона. Фото: Константин Якубов.
Nissan Teana 2,5 л, 182 л.с., бесступенчатый вариатор, комплектация Luxury, 1 033 100 руб.Toyota Camry 2,4 л, 167 л.с., 5-ступенчатый автомат, комплектация Prestige, 932 500 руб.
Skoda Superb 1,8 л, 160 л.с., 6-ступенчатая механика, комплектация Elegance, 1 112 510 руб.
ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ
После поражения во второй мировой Японии запретили разрабатывать и производить вооружение. На первый взгляд это катастрофа для индустриального и стремящегося к независимости государства. Да еще если в стране ситуация с природными ресурсами, как на планете Шелезяка из мультфильма. Но пессимисты посрамлены – сегодня Япония «населена» роботами, усиленное развитие высоких технологий вывело экономику на ведущие позиции в мире. Поспособствовала этому и выраженная экспортная ориентация, в том числе и на нас с вами.
В России особенные мерила для автомобилей данной ценовой категории: мы не отделяем комфорт и плавность хода от представительской внешности. Все это у «Кэмри» имеется в избытке. Пейзаж за окнами меняется, а вы словно путешествуете на воздушной подушке. Убаюкивающая мягкость подвесок, ненавязчивый голос мотора, незаметные переключения автомата определяют манеру езды. Мы везде успеем, мы всего добьемся; долговые ямы объедем, финансовые встряски демпфируем…
А если поехать быстрее? Становится очевидно, что ни на одном рынке клиенты не требовали от «Кэмри» побед на трассах. Рулевое управление при активной езде откровенно пустое; тормоза эффективны, однако уверенности в точности остановки не хватает. Мотор выкручивается охотно и беззвучно, но коробка не поспевает за ним при переходах вниз. «Японка» с неотключаемой системой стабилизации боязливо трещит АBS в довольно безобидных виражах, а если прибавить скорость в повороте, дело кончится заносом. Но еще раньше вы и так пожалеете о задуманном, выскользнув из вялых объятий сиденья.
Вот уже двадцать лет «Кэмри» слывет самым популярным среднеразмерным седаном Америки. За океаном «Тойоту» ценят прежде всего за доступную цену, а в последние годы и за топливную экономичность. А у нас? С открытием питерского завода цены на «Кэмри» снизились, а качество осталось на прежнем – читай, эталонном – уровне. Что же касается расхода топлива, то в России, несмотря на его удорожание, этот критерий влияет на выбор несильно.
ИСКУССТВО ДИПЛОМАТИИ
Hito no furi о mite waga furi о naose. Так заковыристо для русского уха звучит японская пословица «Следя за чужими манерами, исправляй свои». Это высказывание наверняка знают не только политики, но и разработчики новой «Теаны». Не секрет, у машины предыдущего поколения репутация комфортабельной, но напрочь лишенной драйверских амбиций, к тому же она не отличалась внешней привлекательностью и самобытностью. Теперь все иначе: в потоке «Теана» радует глаз. Она не просто солидна: россыпь светодиодов в фонарях, что кристаллы Сваровски, – придают шика. Лицом «Ниссан» похудел, а взгляд его приобрел целеустремленность, которая отныне доминирует в характере.
Сегодня вы уже не закажете «Теану» с 2-литровой «четверкой», явно слабоватой для тяжелой машины. Под капотом один из двух 6-цилиндровых моторов. При меньшей снаряженной массе и выросшей на 9 л.с. мощности 2,5-литрового двигателя седан как будто переехал из тяжелой весовой группы в среднюю. Набор скорости воспринимается абсолютно иначе и благодаря трансмиссии: место 4-ступенчатого автомата занял вариатор XTRONIC, причем последнего поколения, экономящий топливо и время на переключениях.
При езде вполпедали вариатор копирует автомат, позволяя стрелке тахометра добивать до 3500 об/мин, а затем уходя виртуальной ступенью выше. Но стоит вдавить газ в пол, как мотор взовьется к 6000 об/мин и зависнет на них. Правда, во «взлетном» режиме он шумноват.
«Далека от идеала по ездовым дисциплинам», - писали мы чуть больше года назад о «Теане» прошлого поколения. О модернизированной машине такого не скажешь! Измененная кинематика задней подвески предотвращает занос на ранней стадии его развития. Гидравлический усилитель руля с электронасосом адекватно передает реактивное усилие на рулевое колесо, позволяя лучше контролировать машину в критических режимах. Как ни странно, мягкое и пухлое водительское кресло оказалось весьма цепким в поворотах – заслуга новой трехслойной «начинки». Среди наших экспертов не нашлось того, кому не понравилась бы посадка водителя.
«Миссия
этого автомобиля – обеспечить покой пассажирам заднего сиденья» –
еще одна из цитат, посвященных прежней «Теане». К счастью, с
заметным прогрессом в ездовых тижений: по-прежнему мягок на ходу, отделка еще богаче, а стиль
чище. А еще «Теана» прибавила во внутреннем объеме: сзади места
больше и для коленей, и над головой. Располагайтесь поудобнее,
откиньте голову на «подкову» подголовника. Жарко? Не проблема –
перфорированную кожу сидений продувает прохладным воздухом. Есть и
подогрев, и персональный блок климат-контроля, и сиденье-оттоманка
для переднего пассажира. Gakumon ni chikamichi nashi! Или,
по-русски, «в науку коротких путей нет». Будь то наука большой
политики или обольщения покупателя.
РАЗВИТОЙ
СОЦИАЛИЗМ
Каждый раз, когда я сажусь в очередную неизведанную «Шкоду»,
воспоминания возвращают меня лет на пятнадцать. Помните первые слухи
о покупке чешской фирмы «Фольксвагеном»? А народную иномарку
«Фелиция»? «Дизайн «Суперба» гораздо эмоциональнее, чем у
предшественника. Самоуверенная решетка радиатора не покажется
неуместной в немецком клубе, а бока и задняя часть выполнены в
типично английском стиле» – так прокомментировано вылизанное, словно
лаковый штиблет, фото из глянцевого пресс-релиза в твердом
переплете. Вот вам и народная иномарка…
Завяжите
мне глаза, я бы ни за что не сказал, что сижу за рулем чешской
машины. «Ауди»! Ну или, как минимум, «Фольксваген»! Здесь даже
пахнет, как в немецких машинах. Простые на вид сиденья не требуют
многоминутной подгонки, панель не отвлекает асимметрией и
стилистическими экспериментами. Все, чего ни коснешься, сделано из
добротного пластика и не менее добротно подогнано.
Это
ощущение сбитости, по-моему, одно из самых привлекательных в любой
машине. Возникает чувство управления чем-то единым, а не собранием
шестерен, подшипников, муфт и форсунок. Достичь этого удается далеко
не всем производителям!
Тестовый экземпляр с 1,8-литровым двигателем TSI, оснащенным
турбонаддувом, в сочетании с механической коробкой передач вряд ли
будет остро востребован рынком – большинство заочно выберет автомат.
А зря! Сочетание тяговитого мотора и великолепной, четкой в
переключениях трансмиссии позволяет ехать внатяг, порой перескакивая
через передачу. Что до разгонной динамики, то менее мощная «Шкода»
обставила при наборе сотни «Ниссан» и «Тойоту» на 0,9 и 1,3 с
соответственно. «Суперб» довольно жестко проходит неровности, но это
следствие опять-таки немецкой настройки шасси. Зато управляемость
заслуживает всяческих похвал.
Прислушаемся
к мнению пассажиров. Если сзади расположатся двое, придирок не
последует. На полу заботливо уложены подставки под ступни, в задней
левой двери есть ниша для зонта. Но случись ехать на заднем диване
втроем, идиллия будет нарушена: салон «Шкоды» самый узкий в троице,
так что плечевого контакта не избежать.
Красивая идея TwinDoor (двойная задняя дверь) примиряет извечных
врагов – практичность и оригинальность. Обычно «Суперб» отпирается,
как седан, но если нажать еще одну потайную кнопку, вверх взмоет
пятая дверь вместе со стеклом. Это не единственное, чем удивил
«Суперб», – в арсенале его немалых возможностей появилась парковка
без рук.
Наши
тесты обязательно включают замеры дорожного просвета. Осмотр машины
снизу нередко раскрывает те карты, которых не разглядеть сквозь
блеск лака: на добром десятке деталей, начиная от защиты картера и
заканчивая разнообразными датчиками и глушителем, мы обнаружили
клейма «Ауди» и «Фольксвагена». Свежие идеи + хорошее исполнение =
развитой социализм?
* * *
Когда «Кэмри» выходила на российский рынок, мало кто мог
соревноваться с ней по соотношению комфорт/цена. Щедро оснащенная
«Теана» способна пошатнуть лидерство в рядах падких на опции, а
«Суперб» подкупает достижениями немецкой инженерии. Остается
определить, что ближе вам!
РУКИ
ПРОЧЬ!
Маневр парковки, запечатленный с длинной выдержкой, «Шкода»
выполнила без помощи рук. Для этого нужно нажать кнопку и
активизировать систему Parking assistant, которая отыщет просвет в
шеренге машин и выведет на дисплей команду: стоп, включите задний
ход, уберите руки с руля. Дальнейшее воспринимается, как сон. Руль
сам вращается то в одну, то в другую сторону с разной скоростью в
зависимости от того, как вы обходитесь с педалью газа. Если парковка
в один заход невозможна, электроника довернет руль в нужную сторону
и предложит продвинуться вперед. Однако до совершенства системе
далеко: она не видит бордюры, а один раз почему-то попыталась
запарковать «Суперб»… у противоположной обочины! Тем не менее сам
факт распространения такой опции (в данном случае она обойдется в 11
000 руб.) на серийных машинах – хороший повод для оптимизма.
Toyota Camry
Шестое поколение «Кэмри» было представлено в январе 2006 года на автосалоне в Детройте. В России машина появилась весной того же года; в конце 2007-го стартовало производство в Санкт-Петербурге.
ДВИГАТЕЛЬ: бензиновые 2,4 и 3,5 л (167 и 277 л.с.).
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ: 5-ступенчатая механическая, 5-, 6-ступенчатая автоматические.
КОМПЛЕКТАЦИИ: Comfort, Elegance, Prestige, Lux.
+ Низкий уровень шума, вибраций, высокая плавность хода.
- Далекое от спортивности поведение на дороге, не столь просторный на фоне конкурентов задний диван.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА 8,3
В сравнении с новыми моделями «Ниссана» и «Шкоды» «Тойота» по-прежнему хороша по части комфорта, но явно уступает в управляемости.
Nissan Teana
Новое, второе по счету поколение модели дебютировало в 2008 году на автосалоне в Пекине. В перспективе модель должна встать на конвейер российского завода «Ниссан» в северной столице.
ДВИГАТЕЛЬ: бензиновые 2,5 и 3,5 л (182 и 249 л.с.).
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ: бесступенчатый вариатор.
КОМПЛЕКТАЦИИ: Elegance, Luxury, Premium
+ Великолепное водительское сиденье и просторный даже для троих пассажиров задний диван, отличные тормоза.
- Самые скромные в троице дорожный просвет и багажник, нет регулировки руля по вылету.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА 8,4
В ходе эволюции «Теана» сохранила комфорт предшественницы и существенно прибавила с точки зрения управляемости и стиля.
Skoda Superb
Второе поколение модели показали публике на мотор-шоу в Женеве весной 2008 года. Дебют «Суперб» на российском рынке назначили на осень 2008-го.
ДВИГАТЕЛЬ: бензиновые 1,4–3,6 л (125–260 л.с.), дизельные 1,9–2,0 (105–170 л.с.).
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ: 6-ступенчатая механическая; 6-, 7-ступенчатая автоматические.
КОМПЛЕКТАЦИИ: Ambition, Elegance.
+ Удобные передние сиденья, отличная управляемость, многофункциональный объемистый багажник, просторный для двоих задний диван.
- Посредственный обзор в салонное зеркало, довольно жесткая подвеска.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА 8,5
С новым «Супербом» чешская фирма вышла на немецкий уровень конструирования и производства. Модель хороша качеством, богата опциями и при этом самобытна.